Поиск
Close this search box.
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать техникум лучше?

Основы алгоритмизации: псевдокод, блок – схема, диаграмма Насси–Шнайдермана

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Лысковский агротехнический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

​​ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

 

 

 

 

Тема: «Основы алгоритмизации: псевдокод, блок – схема,​​ диаграмма​​ Насси–Шнайдермана»

 

 

 

 

​​ Автор разработки: Андреева Наталья Александровна,

​​ преподаватель спец.дисциплин​​ 

высшей категории​​ 

Лысковского агротехнического ​​ техникума

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лысково 2015

​​ «Всему, что необходимо знать, научить нельзя,​​ 

учитель может сделать только одно – указать дорогу»

Олдингтон​​ 

План – конспект ​​​​ практического занятия профессионального модуля 02 «Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности», специальность 230701 «Прикладная информатика (по отраслям)».

Длительность занятия:​​ 4 часа (2 пары).

Тема​​ занятия: «Основы алгоритмизации: псевдокод, блок – схема,​​ диаграмма​​ Насси–Шнайдермана».

Тип занятия:​​ ​​ повторение и проверка предметных знаний.

Метод обучения:​​ интерактивный.​​ 

Здоровьесберегающая технология: музыкотерапия.

Формы учебной работы​​ обучающихся:

  • фронтальная работа

  • индивидуальная работа

Цели:​​ 

  • закрепление знаний и умений, полученных при изучении темы, расширение имеющихся знаний, ​​ создание простых и сложных программ на алгоритмическом языке;​​ 

  • развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, памяти, внимания, самостоятельности при работе;​​ 

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, аккуратности, усидчивости, уверенности в своих силах при решении задач.​​ 

Оборудование:​​ 

Интерактивная доска​​ SMART​​ Board, компьютеры.

План:​​ 

I.​​  ​​​​ Организационный момент  ​​​​ 

II. ​​ Актуализация и проверка знаний, умений, навыков  ​​ ​​ ​​ ​​​​ 

III.​​ Практическая часть​​ 

IV.​​ Рефлексия ​​​​ 

V.​​ ​​ Домашнее задание  ​​​​ 

 

Ход занятия:​​ 

 

I.​​  ​​​​ Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих.​​ 

Объявление темы и целей урока.

 

II. ​​ Актуализация и проверка знаний, умений, навыков

Студенты знакомы с такими понятиями как  ​​​​ псевдокод (алгоритм), блок-схема, диаграмма Насси-Шнайдермана (структурограмма) и основами алгоритмизации. Повторяем, что такое алгоритм, какими свойствами он обладает, как записывается; базовые алгоритмические структуры; элементы блок – схемы и структурограммы.

Составляем сложные алгоритмы, строим к ним блок – схемы и структурограммы.​​ Студенты общаются друг с другом и преподавателем. ​​​​ 

Знания, которые студенты получили при изучении алгоритмического языка поможет им в дальнейшем освоить языки программирования.

 

Работа ​​ студентов с доской ​​​​ (Устно и письменно. Делаются записи задач в тетрадь.)

 

1)​​ Устный опрос​​ (рисунки 1,2) ​​ 

Что такое алгоритм?​​ (Ответ: алгоритм​​ ​​ понятное и точное предписание​​ исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или​​ на решение поставленной задачи)

Что ​​ называется блок – схемой?​​ (Ответ: блок – схема – распространенный тип схем, описывающих алгоритмы или процессы, в которых отдельные шаги изображаются в виде блоков различной формы, соединенных между собой линиями, указывающими направление последовательности)

 

 ​​ ​​ ​​​​ 

рисунок​​ 1  ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​  ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ рисунок​​ 2

 

Устный опрос​​ (рисунки 3,4)

Назвать элементы блок – схемы, для чего их используем при написании алгоритма?

 

 ​​ ​​ ​​​​ 

рисунок​​ 3 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​  ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ рисунок 4

 

 

2)​​ Письменно​​ 

Даются задания.​​ Студенты​​ сами составляют​​ алгоритм, блок-схему, структурограмму,​​ потом объясняют и​​ сверяются с доской.​​ 

 

Задача​​ 1 ​​​​ (рисунок 5) ​​​​ 

Вывести на печать таблицу умножения​​ 

 

рисунок 5

 

Задача​​ 2​​ (рисунки 6, 7,​​ 8)

Составить матрицу 6​​ х​​ 7 данного вида: первая строчка все числа 0, последняя строчка все числа 5. ​​ 

1 способ –​​ через операцию «Выбор» и структурограмму​​ CASE​​ (рисунки 6 и 7).

2 способ – через цикл «Для» (рисунок 8)

 

рисунок 6

 ​​​​ рисунок 7

 

 

рисунок​​ 8

 

 

Усложняем задачу​​ №2.​​ Нам не дано количество строк и столбцов матрицы.​​ (рисунок 9)

Задача выглядит так:​​ Составить матрицу​​ n​​ х​​ m ​​​​ данного вида: первая строчка все числа 0, каждая следующая на единицу больше.

рисунок 9

Задача 3​​ (рисунки 10, 11)

Дана таблица успеваемости 21 студента за семестр по 6 предметам. Составить ​​ алгоритм вычисления среднего балла каждого студента.

 

рисунок​​ 10 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​  ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 

 

 

 

 

 

рисунок 11

 

Задача​​ 4​​ (рисунок 12)

Найти наибольший элемент массива А[1:m; 1:n]

​​ 

рисунок 12

​​ 

Задача​​ 5​​ (рисунки 13, 14)

Составить ​​ программу:  ​​​​ 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 

рисунок​​ 13​​ 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​  ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ ​​ 

рисунок 14

 

 

 

 

 

III.  ​​​​ Практическая часть

На второй паре дается практическая работа.

В виде фона​​ минут на 10-15​​ ставится музыка Моцарта (можно Вивальди, Шопена). ​​ Замечено, что классическая музыка улучшает память и повышает уровень умственных способностей.

 

Практическая работа​​ (рисунок 15)

​​ 

рисунок 15

 

IV.​​ Рефлексия​​ 

Подведение итогов. Выставление оценок.​​ Ответы на вопросы учащихся.

 

V.​​  ​​​​ ​​ Домашнее задание.

Подготовить краткий обзор по алгоритмическому языку.

 

Литература:

1.О.Л.Голицина, И.И.Попов Основы алгоритмизации и программирования:учеб.пособие.-3-е изд.,испр. и доп.-М:ФОРУМ,2009.-432 с.- (Профессиональное образование).

2.Г.С.Гохбеог, А.В.Зафиевский, А.А.Короткин Информационные технологии: Учебник для сред.проф.образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.-208с.

3.http://www.sunhome.ru/psychology/11984?print

4.http://uvd45.ru/3-kurs/zdorovesberezhenie-v-obrazovatelnom-protcesse-aktualnaia-tendentc/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации для педагога к использованию данной образовательной технологии.

 ​​ ​​​​ Данная технология используется при изучении профессионального модуля ПМ.02 «Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности», специальность «Прикладная информатика (по отраслям)».

 ​​ ​​​​ С целью овладения видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:​​ разработки, отладки и тестирования программного обеспечения;

знать:​​ ​​ отраслевую специализированную терминологию, принципы построения алгоритмов;

 ​​ ​​​​ Результатом освоения программы профессионального модуля​​ «Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности»​​ является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности , в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:​​ ПК 2.2.​​ Разрабатывать и публиковать программное обеспечение и информационные ресурсы отраслевой направленности со статическим и динамическим контентом на основе готовых спецификаций и стандартов; ПК 2.3.​​ Проводить отладку и тестирование программного обеспечения отраслевой направленности;​​ ОК 4.​​ Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 ​​ ​​​​ При использовании технологии происходит формирование практического опыта разработки,​​ отладки и тестирования​​ программного обеспечения.

 ​​ ​​​​ В наши дни компьютер является неотъемлемой частью работы людей. Компьютеры используются в школах, техникумах, институтах и университетах. Они помогают систематизировать полученные данные, как в рабочих целях, так и в учебных. Но, ни один компьютер не обходится без программ и программного обеспечения.​​ Студенты должны не только пользоваться готовыми программами, но и уметь создавать их сами. А для этого надо изучить языки программирования. Наши студенты должны быть не только пользователями, но и разработчиками программного продукта.

​​  ​​​​ На начальной стадии освоения ​​ этого модуля закладываются основы алгоритмизации. Студент знакомится с теорией, составляет псевдокоды, строит блок-схемы и структурограммы. ​​ Он должен четко понимать, что дано и что надо найти, т.е. определяет набор исходных данных, которые необходимы для получения результата.​​ На второй стадии происходит ​​ обучение языкам программирования​​ Pascal​​ ABC, ​​ С++ и ​​ программирование в среде Delphi.​​  ​​ ​​​​ 

 ​​ ​​​​ Во время занятия используется здоровьесберегающая технология –музыкотерапия.

 

 

 

 

​​ 

Прокрутить вверх
Перейти к содержимому