Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Лысковский агротехнический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Тема: «Основы алгоритмизации: псевдокод, блок – схема, диаграмма Насси–Шнайдермана»
Автор разработки: Андреева Наталья Александровна,
преподаватель спец.дисциплин
высшей категории
Лысковского агротехнического техникума
Лысково 2015
«Всему, что необходимо знать, научить нельзя,
учитель может сделать только одно – указать дорогу»
Олдингтон
План – конспект практического занятия профессионального модуля 02 «Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности», специальность 230701 «Прикладная информатика (по отраслям)».
Длительность занятия: 4 часа (2 пары).
Тема занятия: «Основы алгоритмизации: псевдокод, блок – схема, диаграмма Насси–Шнайдермана».
Тип занятия: повторение и проверка предметных знаний.
Метод обучения: интерактивный.
Здоровьесберегающая технология: музыкотерапия.
Формы учебной работы обучающихся:
фронтальная работа
индивидуальная работа
Цели:
закрепление знаний и умений, полученных при изучении темы, расширение имеющихся знаний, создание простых и сложных программ на алгоритмическом языке;
развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, памяти, внимания, самостоятельности при работе;
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, аккуратности, усидчивости, уверенности в своих силах при решении задач.
Оборудование:
Интерактивная доска SMART Board, компьютеры.
План:
I. Организационный момент
II. Актуализация и проверка знаний, умений, навыков
III. Практическая часть
IV. Рефлексия
V. Домашнее задание
Ход занятия:
I. Организационный момент
Приветствие, проверка присутствующих.
Объявление темы и целей урока.
II. Актуализация и проверка знаний, умений, навыков
Студенты знакомы с такими понятиями как псевдокод (алгоритм), блок-схема, диаграмма Насси-Шнайдермана (структурограмма) и основами алгоритмизации. Повторяем, что такое алгоритм, какими свойствами он обладает, как записывается; базовые алгоритмические структуры; элементы блок – схемы и структурограммы.
Составляем сложные алгоритмы, строим к ним блок – схемы и структурограммы. Студенты общаются друг с другом и преподавателем.
Знания, которые студенты получили при изучении алгоритмического языка поможет им в дальнейшем освоить языки программирования.
Работа студентов с доской (Устно и письменно. Делаются записи задач в тетрадь.)
1) Устный опрос (рисунки 1,2)
Что такое алгоритм? (Ответ: алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи)
Что называется блок – схемой? (Ответ: блок – схема – распространенный тип схем, описывающих алгоритмы или процессы, в которых отдельные шаги изображаются в виде блоков различной формы, соединенных между собой линиями, указывающими направление последовательности)
рисунок 1 рисунок 2
Устный опрос (рисунки 3,4)
Назвать элементы блок – схемы, для чего их используем при написании алгоритма?
рисунок 3 рисунок 4
2) Письменно
Даются задания. Студенты сами составляют алгоритм, блок-схему, структурограмму, потом объясняют и сверяются с доской.
Задача №1 (рисунок 5)
Вывести на печать таблицу умножения
рисунок 5
Задача №2 (рисунки 6, 7, 8)
Составить матрицу 6 х 7 данного вида: первая строчка все числа 0, последняя строчка все числа 5.
1 способ – через операцию «Выбор» и структурограмму CASE (рисунки 6 и 7).
2 способ – через цикл «Для» (рисунок 8)
рисунок 6
рисунок 7
рисунок 8
Усложняем задачу №2. Нам не дано количество строк и столбцов матрицы. (рисунок 9)
Задача выглядит так: Составить матрицу n х m данного вида: первая строчка все числа 0, каждая следующая на единицу больше.
рисунок 9
Задача 3 (рисунки 10, 11)
Дана таблица успеваемости 21 студента за семестр по 6 предметам. Составить алгоритм вычисления среднего балла каждого студента.
рисунок 10
рисунок 11
Задача 4 (рисунок 12)
Найти наибольший элемент массива А[1:m; 1:n]
рисунок 12
Задача 5 (рисунки 13, 14)
Составить программу:
рисунок 13
рисунок 14
III. Практическая часть
На второй паре дается практическая работа.
В виде фона минут на 10-15 ставится музыка Моцарта (можно Вивальди, Шопена). Замечено, что классическая музыка улучшает память и повышает уровень умственных способностей.
Практическая работа (рисунок 15)
рисунок 15
IV. Рефлексия
Подведение итогов. Выставление оценок. Ответы на вопросы учащихся.
V. Домашнее задание.
Подготовить краткий обзор по алгоритмическому языку.
Литература:
1.О.Л.Голицина, И.И.Попов Основы алгоритмизации и программирования:учеб.пособие.-3-е изд.,испр. и доп.-М:ФОРУМ,2009.-432 с.- (Профессиональное образование).
2.Г.С.Гохбеог, А.В.Зафиевский, А.А.Короткин Информационные технологии: Учебник для сред.проф.образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.-208с.
3.http://www.sunhome.ru/psychology/11984?print
4.http://uvd45.ru/3-kurs/zdorovesberezhenie-v-obrazovatelnom-protcesse-aktualnaia-tendentc/
Рекомендации для педагога к использованию данной образовательной технологии.
Данная технология используется при изучении профессионального модуля ПМ.02 «Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности», специальность «Прикладная информатика (по отраслям)».
С целью овладения видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт: разработки, отладки и тестирования программного обеспечения;
знать: отраслевую специализированную терминологию, принципы построения алгоритмов;
Результатом освоения программы профессионального модуля «Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности» является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности , в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: ПК 2.2. Разрабатывать и публиковать программное обеспечение и информационные ресурсы отраслевой направленности со статическим и динамическим контентом на основе готовых спецификаций и стандартов; ПК 2.3. Проводить отладку и тестирование программного обеспечения отраслевой направленности; ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
При использовании технологии происходит формирование практического опыта разработки, отладки и тестирования программного обеспечения.
В наши дни компьютер является неотъемлемой частью работы людей. Компьютеры используются в школах, техникумах, институтах и университетах. Они помогают систематизировать полученные данные, как в рабочих целях, так и в учебных. Но, ни один компьютер не обходится без программ и программного обеспечения. Студенты должны не только пользоваться готовыми программами, но и уметь создавать их сами. А для этого надо изучить языки программирования. Наши студенты должны быть не только пользователями, но и разработчиками программного продукта.
На начальной стадии освоения этого модуля закладываются основы алгоритмизации. Студент знакомится с теорией, составляет псевдокоды, строит блок-схемы и структурограммы. Он должен четко понимать, что дано и что надо найти, т.е. определяет набор исходных данных, которые необходимы для получения результата. На второй стадии происходит обучение языкам программирования Pascal ABC, С++ и программирование в среде Delphi.
Во время занятия используется здоровьесберегающая технология –музыкотерапия.