Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
"Лысковский агротехнический техникум"
Мы в ВК!
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать техникум лучше?
Главная страница / «ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ PASCAL ABC»

«ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ PASCAL ABC»

 

 

 

Г осударственное бюджетное профессионального
образовательное учреждение
Лысковский агротехнический техникум

Открытый урок
по теме

«ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ

PASCAL​​ ABC»

Составила и провела : Н.А.Андреева - преподаватель

спец.дисциплин

г. Лысково 2017

« Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет»

D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image1.jpeg
D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image2.jpeg
D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image3.jpeg

Блез Паскаль (1623 — 1662)

Вводный урок по теме: "Язык программирования​​ Pascal​​ ABC​​ "

«Существует достаточно света для тех,​​ кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет»

Блез Паскаль (1623 - 1662)

Цели урока:

*усвоить понятие программы, структуры программы на языке​​ Pascal​​ ABC​​ , алфавит языка​​ Pascal​​ ABC,​​ научить создавать простые программы на языке программирования​​ Pascal

ABC.

*развитие алгоритмического мышления, навыков работы на компьютере, познавательных интересов, памяти, внимания, самостоятельности при работе.

*воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, аккуратности, усидчивости, уверенности в своих силах при решении задач.

Оборудование:

компьютер

компьютерная презентация раздаточный материал

План урока:

Организационный момент ( 5 мин) Актуализация и проверка знаний (5 мин) Изучение нового материала:

  • Теоретическая часть​​ (30-40 мин)

  • Практическая часть (30-40 мин)

Итоги урока (10 мин)

Домашнее задание (5 мин)

Ход урока:

Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих, выявление отсутствующих. Объявление темы и целей урока.

Актуализация и проверка знаний.

На​​ прошлых уроках мы познакомились с понятием алгоритма, блок-схема, структурограмма и основами алгоритмизации. Давайте вспомним, что такое алгоритм, какими свойствами он обладает, как записывается, базовые алгоритмические структуры, что такое программа?

Теоретическая часть.

На заре компьютерной эры, в 40-50-е годы XX века, программы писались на машинном языке и представляли собой очень длинные последовательности нулей и единиц. Составление и отладка таких программ было чрезвычайно трудоемким делом.

В конце 50-х годов для облегчения труда программистов начали создаваться языки программирования высокого уровня, формальные языки, кодирующие алгоритмы в привычном для человека виде (в виде предложений). Такие языки программирования строились на основе использования определенного алфавита и строгих правил построения предложений (синтаксиса).

Наиболее широко распространенным типом языков программирования высокого уровня являются процедурные языки. В таких языках широко используются управляющие конструкции (операторы), которые позволяют закодировать различные алгоритмические структуры (следование, ветвление, цикл).

Одним из первых процедурных языков программирования был известный всем​​ Basic,​​ созданный в 1964 году. Другим широко распространенным языком программирования алгоритмического типа является​​ Pascal.

Новый материал (презентация)

Язык программирования​​ Pascal

D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image4.jpeg
D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image5.jpeg

Язык программирования Паскаль был разработан профессором, директором

Института информатики Швейцарской высшей политехнической школы​​ Николаусом Виртом в​​ 1968-1970 гг. как язык обучения студентов программированию.

1)​​ Язык программирования Паскаль был разработан профессором, директором Института информатики Швейцарской высшей политехнической школы Николаусом Виртом в 1968-1970 гг. как язык обучения студентов​​ программированию.

исключительно для обучения, было бы неверно. Вот что говорил об этом Н. Вирт​​ (1984 г.):

«Утверждалось, что Паскаль был разработан в качестве языка для обучения. Хотя это утверждение справедливо, но его использование при обучении не являлось единственной целью. На самом деле я не верю в успешность применения во время обучения таких инструментов и методик, которые нельзя использовать при решении каких -по

практических задач».*

D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image6.jpeg

2)​​ Но думать, что Паскаль - язык исключительно для обучения, было бы неверно. Вот что говорил об этом Н. Вирт (1984 г.): “Утверждалось, что Паскаль был разработан в качестве языка для обучения. Хотя это утверждение справедливо, но его использование при обучении не являлось единственной целью. На самом деле я не​​ верю в успешность применения во время обучения таких инструментов и методик, которые нельзя использовать при решении каких-то практических задач”.

D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image7.jpeg

популярным, причем не только, как язык для обучения принципам программирования, но и как средство создания достаточно сложного программного обеспечения.

В своем первоначальном виде Паскаль имел довольно ограниченные возможности, но расширенный вариант этого языка -​​ Pascal ABC​​ является мощным языком программирования.

D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image8.jpeg

Язык программирования​​ F&scal​​ был назван в честь французского учёного Блеза Паскаля,​​ который еще в 1642 г. изобрел первую механическую счётную машину. Она представляла собой систему взаимодействующих зубчатых колёсиков, каждое из которых соответствовало одному разряду десятичного числа и содержало цифры от 0 до 9. Когда колёсико совершало​​ полный оборот, следующее сдвигалось на одну цифру. Машина Паскаля была суммирующей машиной.

PASCAL

D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image9.jpeg

4)​​ Язык программирования​​ Pascal​​ был назван в честь французского учёного Блеза Паскаля, который еще в 1642 г. изобрел первую механическую счётную машину. Она представляла собой систему взаимодействующих колёсиков, каждое из которых соответствовало одному разряду десятичного числа и содержало цифры от 0 до 9. Когда колёсико совершало полный оборот, следующее сдвигалось на одну цифру (это

D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image10.jpeg

двоичная знаковая система. Поэтому, чтобы компьютер мог понять написанную программу, она должна быть переведена на язык, понятный компьютеру. Этот процесс перевода называется трансляцией.

Интерпретаторы и компиляторы

D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image11.jpeg

Существует два различных подхода к трансляции интерпретация и компиляция.'

D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image12.jpeg

Интерпретатор​​ переводит и выполняет программу строка за строкой.

1​​ Компилятор​​ переводит​​ программу целиком, а затем выполняет её.

6)​​ Существует два различных подхода к трансляции -​​ интерпретация и компиляция.​​ Интерпретатор​​ переводит и выполняет программу строка за строкой.​​ Компилятор​​ переводит программу целиком, а затем выполняет её.

Основные средства языка

Символы языка​​ - это элементарные знаки, используемые при составлении текстов.

Алфавит языка​​ - набор таких символов.​​ Алфавит языка РОйСО-^АВС включает.

  • все латинские прописные и строчные буквы

  • арабские цифры​​ (0 - 9)

  • символы​​ + - * / = < > , . ; : ‘ _ ( ) { }​​ идр.

  • служебные (зарезервированные) слова

используемые при составлении текстов. Алфавит языка - набор таких символов.

Алфавит языка​​ Pascal​​ ABC​​ включает:

все латинские прописные и строчные буквы; арабские цифры (0 -​​ 9); символы + - * / = < > , . ; : ’ _ ( ) { } и др.;служебные (зарезервированные) слова

Интегрированная среда
Pascal

Огромную роль в массовом распространении Паскаля сыграла компания​​ Borland I nternationdL.​​ Она сумела создать знаменитую​​ Turbo-среду​​ разработки. Это был огромный шаг вперед в облегчении процесса программирования.

Почему​​ Turbo? Turbo​​ в переводе с английского сленга означает ускорение. Компилятор, входящий в состав​​ Turbo Pascal​​ очень быстро переводит программу с языка программирования в​​ машинные

коды

7) Огромную роль в массовом распространении Паскаля

сыграла компания​​ Borland International.​​ Она сумела создать знаменитую​​ Turbo-среду разработки. Это был огромный шаг вперед в облегчении процесса программирования.​​ Turbo​​ в переводе с английского сленга означает ускорение. Компилятор, входящий в состав​​ Turbo Pascal​​ очень быстро переводит программу с языка программирования в машинные коды. Мы будем изучать новую версию языка -​​ Pascal ABC.

Интегрированная

Pascal

среда

В состав интегрированной среды входят.

•Текстовый редактор

  • Компилятор

  • Отладчик

  • Справочная система

  • Среда выполнения программы

D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image13.jpeg

8)​​ В состав интегрированной среды входят:

Текстовый редактор Компилятор Отладчик Справочная система Среда выполнения​​ программы

D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image14.jpeg

9)​​ Символы языка - это элементарные знаки,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные средства языка

D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image15.jpeg

Для записи команд, имен функций, поясняющих терминов​​ Pascal​​ АВС существует набор строго определенных слов, которые называются​​ служебными​​ или​​ зарезервированными​​ (это английские мнемонические сокращения).

Служебные слова делятся на три группы:

  • операторы​​ (READ, WRITELN​​ идр.)

  • имена функций​​ (SIN,​​ COS​​ и др.)

  • ключевые слова​​ (VAR​​ BEGIN, END​​ идр.)

10)​​ Для записи команд, имен функций, поясняющих терминов​​ Pascal​​ ABC​​ существует набор строго определенных​​ слов, которые​​ называются служебными или зарезервированными (это английские мнемонические сокращения). Служебные слова делятся на три группы: операторы​​ (READ,​​ WRITELN​​ и др.) имена функций​​ (SIN,​​ COS​​ и др.) ключевые слова​​ (VAR,​​ BEGIN,​​ END​​ и др.)

Структура программы

Любая программа на Паскале имеет определенную структуру:

  • D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image16.jpeg
    D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image17.jpeg

    Заголовок программы

  • Раздел описаний

  • Тело программы

11)​​ Любая программа на Паскале имеет определенную

структуру:

D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image18.jpeg

PROGRAM​​ имя;

Const;​​ - раздел констант;​​ Var;​​ - раздел переменных;

Заголовок программы Раздел описаний Тело программы

BEGIN​​ оператор 1; оператор 2;

оператор​​ n-1;​​ оператор​​ n;​​ Readln​​ END.

Комментарий:

  • Программа начинается с​​ заголовка, имеющего следующий вид:​​ Program​​ имя программы;.

  • В имени программы не должно быть пробелов, оно не должно начинаться с цифры, состоять только из латинских букв, цифр и символа “_” (подчеркивания).

  • Далее идёт раздел описаний. Например - раздел описаний констант начинается со служебного (ключевого) слова​​ Const;​​ переменных - со служебного (ключевого) слова​​ Var.

  • После раздела описаний идёт тело программы (раздел операторов), начинающееся со служебного (ключевого) слова​​ Begin,​​ после которого записываются операторы языка. За ними оператор​​ Readln​​ будет ожидать нажатия клавиши​​ Enter​​ в окне выполнения программы. Раздел операторов завершается служебным (ключевым) словом​​ End,​​ после которого ставится точка.

Операторы ввода -вывода

D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image19.jpeg
D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image20.jpeg

Любая программа​​ взаимодействует с пользователем с помощью операторов ввода - вывода.

  • Любая программа взаимодействует с пользователем

с помощью операторов ввода-вывода.

Оператор ввода​​ READ

Ввод информации с клавиатуры осуществляется с помощью оператора​​ READ.

D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image21.jpeg

Когда в программе встречается оператор​​ READ,​​ то её действие приостанавливается до тех пор, пока не будут введены исходные данные.

Имеет вид

  • READ^h-)

  • READiN^fe..,),

где а,^... - имена вводимых переменных

  • READLN​​ -​​ применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши​​ ENTER.

  • Ввод информации с клавиатуры осуществляется с

помощью оператора​​ READ.

Когда в программе встречается оператор​​ READ,​​ то её действие приостанавливается до тех пор, пока не​​ будут введены исходные данные.

Имеет вид:

READfob,...)

READLN^b,..,),​​ где а,Ь,... - имена вводимых переменных

READLN​​ - применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши​​ ENTER.

Оператор вывода​​ WRITE

D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image22.jpeg

Для вывода информации на экран используется оператор​​ WRITE.

Имеет вид:

  • WRITE(n,b,...)

  • WRITELN(a,b;..),​​ где а,^,... - список

выводимыхконстант,переменных,

выражений.

  • Для вывода информации на экран используется

оператор​​ WRITE.​​ Имеет вид:

WRITER,...)

WRITELN^b,..),​​ где а,Ь,... - список выводимых констант, переменных, выражений.

D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image23.jpeg

 

 

 

 

 

 

WRITE(5*3) -​​ выводит на экран: 15​​ WRITE(‘5*3=’)​​ - выводит на экран: 5*3=

WRITE(‘5*3=’,​​ 5*3) - выводит на экран: 5*3=15

  • Знакомство с средой программирования​​ Pascal ABC

 

D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image24.jpeg
D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image25.jpeg

D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image26.jpeg

Меню Правка

Меню Файл

D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image27.jpeg

D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image28.jpeg

Меню Вид: Меню Программа:

D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image29.jpeg

Меню Сервис:

D:\YandexDisk\Сайт - страницы\Андреева\media\image30.jpeg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Shift+Ctrl+L

Shift+Ctrl+R

Shift+Ctrl+D

Shift+Ctrl+F

Каталог​​ стандартных изображений... Настройки редактора...