Использование инновационных методов и приемов в образовательном процессе профессионального модуля «Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности» по специальности 230701 «Прикладная информатика».
Все новое – это основательно забытое старое.
Соломон
Метод проектов был предложен еще в начале 20 века американцами Дж. Дьюи и В.Килпатриком. В России метод проектов был разработан С.Т.Шацким в 1905 г. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался до конца 20 века.
Сегодня метод проектов возвращается.
Для наших студентов компьютер становится средством познавательной и научно-исследовательской деятельности. Так как в последнее время происходит постепенная компьютеризация преподавания некоторых предметов, то компьютер становится еще и инструментом процесса обучения. Одним из таких предметов, тесно связанным с компьютером, является профессиональный модуль «Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности», который преподается на 2,3 и 4 курсах специальности «Прикладная информатика» Лысковского агротехнического техникума.
Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 1333 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 1153 часов,
(включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 769 часов; самостоятельной работы обучающегося – 384 часов);
учебной и производственной практики –144/36 часов.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.
Сейчас компьютер является неотъемлемой частью работы людей. Компьютеры используются в школах, техникумах, институтах и университетах. Они помогают систематизировать полученные данные, как в рабочих целях, так и в учебных. Но, ни один компьютер не обходится без программ и программного обеспечения. Студенты должны не только пользоваться готовыми программами, но и уметь создавать их сами. А для этого надо изучить языки программирования. Наши студенты должны быть не только пользователями, но и разработчиками программного продукта.
На начальной стадии освоения этого модуля закладываются основы алгоритмизации. Студент знакомится с теорией, составляет псевдокоды, строит блок-схемы и структурограммы. Он должен четко понимать, что дано и что надо найти, т.е. определяет набор исходных данных, которые необходимы для получения результата.
На второй стадии происходит обучение языкам программирования Pascal ABC, С++ и программирование в среде Delphi.
При изучении основ программирования мы начинаем с языка PascalABC. Никлаус Вирт создал Паскаль именно для обучения. Язык получился настолько удачным и ясным, что и теперь, спустя десятки лет, он и его различные версии используются очень широко. Язык Паскаль с одной стороны прост, а с другой обладает свойствами более сложных, современных языков высокого уровня. В профессиональной среде программирования Delphi используется язык, базирующийся на Паскале.
Язык С++ – современный язык программирования. Он удовлетворяет требованиям разработки высокопроизводительного программного обеспечения. С++ открыл путь ко всему современному программированию и стал основой для разработки таких языков, как Java и С#. Он оказался языком, в котором главным был не код, а программист, чем завоевал симпатии самих программистов. С помощью языка С++ программисты получили возможность понимать, обслуживать и создавать более объемные и сложные программы. Хотя С++ и создавался в качестве средства разработки очень больших программ, его использование не ограничивается этой сферой. Объектно-ориентированные средства С++ могут применяться для решения практически любых задач программирования – текстовых и графических, баз данных; для создания персональных файловых систем, сетевых утилит, коммуникационных программ.
На следующей стадии происходит тестирование и отладка программ, проверка безопасности ПО, документирование. Одно из качеств профессионального программиста – способность воспринимать красоту программы, получать эстетическое удовольствие от того, что она хорошо написана, а также грамотно организовать тестирование готовой программы.
Последняя стадия – подготовка курсовых работ и дипломов.
Знание языков программирования, изучение научно-методической литературы, желание студентов заниматься самообразованием, умение принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, позволяет заниматься со студентами проектной деятельностью.
Проектная деятельность состоит из нескольких этапов. Сначала перед студентами ставится проблема и выбирается тема проекта, определяется конкретное задание, формируются группы учащихся для работы над проектом (по 2-3 человека). Затем происходит сбор информации, изучается научно-методической литературы, составляется план. Преподаватель координирует действие студентов, помогает анализировать полученную информацию.
Потом студенты занимаются разработкой проекта. Преподаватель оказывает помощь в виде консультации по данной теме.
Результаты работы над проектами студенты оформляют в печатном виде и в виде мультимедийных презентаций.
На последнем этапе студенты должны представить и защитить свой проект с использованием мультимедийной презентации. Сначала можно продемонстрировать свой проект перед группой, выслушать замечания и пожелания, ответить на возникшие вопросы, обсудить дальнейшие перспективы. Затем, данную работу можно отослать на конкурс или съездить с ней на конференцию и защитить ее.
Нашими студентами были разработаны проекты «Информационные технологии в образовании», «Использование интерактивных досок в учебном процессе», «Решение систем линейных уравнений методом Крамера», «Умная пыль», «Современные технологии и материалы» и др. С этими работами студенты принимали участие в Международной научно – практическая конференция по теме «Социально-экономические проблемы развития муниципальных образований» (г.Казань), во «Всероссийском конкурсе работ научно-технического творчества студентов учреждений СПО» (г.Москва), в I Всероссийской научно – практической конференции «Галактика знаний» (г.Арзамас), в Открытом Национальном конкурсе для молодежи «Новое пространство России» (г. Санкт – Петербург), в Зональных инженерно – технических чтениях по направлению «Современные технологии и материалы» (г. Нижний Новгород), также участвовали в региональных и областных конференциях.
Занимаясь проектной деятельностью студенты оценивают себя, свои умения и знания, развивают инициативу, самостоятельность, открывают в себе организаторские способности. Проектная деятельность позволяет раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал студентов, стимулирует процесс саморазвития.
Литература:
Герберт Шилдт С++ для начинающих. Серия «Шаг за шагом». – М.: ЭКОМ Паблишерз, 2013. – 640 с.: ил.
С.В.Глушаков, Т.В.Дуравкина Программирование на С++. – изд. 2 –е, доп. и переработ. – М.: АСТ, 2008. – 685, [3] с. – (Эффективное руководство).
Н.Б.Культин Основы программирования в Delphi XE. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 416 с.:ил.
Т.А.Павловская Паскаль. Программирование на языке высокого уровня: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 464 с.:ил.