Поиск
Close this search box.
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать техникум лучше?

Использование инновационных методов и приемов в образовательном процессе профессионального модуля «Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности» по специальности 230701 «Прикладная информатика».

Использование инновационных методов и приемов в образовательном процессе профессионального модуля​​ «Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой​​ направленности»​​ по специальности 230701 «Прикладная информатика».

 

Все новое – это основательно забытое старое.

Соломон​​ ​​ 

 ​​ ​​​​ Метод проектов был предложен ​​ еще в начале 20 века американцами Дж. Дьюи и В.Килпатриком.​​ В России метод проектов был разработан С.Т.Шацким в 1905 г.​​ После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской.​​ ​​ В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б)​​ этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался до конца 20 века.

 ​​ ​​​​ Сегодня метод проектов возвращается. ​​ ​​ ​​ ​​​​ 

 ​​ ​​​​ Для наших студентов компьютер становится средством познавательной и научно-исследовательской деятельности.​​ Так как​​ в​​ последнее время​​ происходит постепенная компьютеризация преподавания некоторых ​​ предметов, то компьютер становится еще и инструментом процесса обучения. Одним из таких предметов, тесно связанным​​ с компьютером, является профессиональный модуль «Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности», который преподается​​ ​​ на ​​ 2,3 и 4 курсах​​ ​​ специальности «Прикладная информатика» Лысковского агротехнического техникума.

 ​​ ​​​​ Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 1333 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 1153 часов,

(включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 769 часов; ​​​​ самостоятельной работы обучающегося – 384 часов);

учебной и производственной практики –144/36 часов.

 ​​ ​​​​ Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности​​ «Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направ­ленности», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.​​ 

 ​​ ​​​​ Сейчас компьютер является неотъемлемой частью работы людей. Компьютеры используются в школах, техникумах, институтах и университетах. Они помогают систематизировать полученные данные, как в рабочих целях, так и в учебных. Но, ни один компьютер не обходится без программ и программного обеспечения.​​ Студенты должны не только пользоваться готовыми программами, но и уметь создавать их сами. А для этого надо изучить языки программирования. Наши студенты должны быть не только пользователями, но и разработчиками программного продукта.

 ​​ ​​​​ На начальной стадии освоения ​​ этого модуля​​ закладываются основы алгоритмизации. Студент знакомится​​ с теорией, составляет псевдокоды, строит​​ блок-схемы​​ и структурограммы.​​ ​​ Он должен четко понимать, что дано​​ и что надо найти, т.е.​​ определяет набор исходных данных, которые необходимы для получения результата.

 ​​ ​​​​ На второй стадии происходит​​ ​​ обучение языкам​​ программирования​​ Pascal​​ ABC,​​ ​​ С++​​ и​​ ​​ программирование в среде Delphi.​​ 

При изучении основ программирования мы начинаем с языка​​ PascalABC. Никлаус Вирт создал Паскаль именно для обучения. Язык получился настолько удачным и ясным, что и теперь, спустя десятки лет, он и его различные версии используются очень широко. Язык Паскаль с одной стороны прост, а с другой обладает свойствами ​​ более сложных, современных языков высокого уровня. В профессиональной среде программирования​​ Delphi​​ используется язык, базирующийся на Паскале.  ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 

Язык С++ ​​ – ​​ современный язык программирования. Он удовлетворяет требованиям разработки высокопроизводительного программного обеспечения.​​ ​​ С++ открыл путь ко всему​​ современному программированию и ​​ стал основой для разработки таких языков, как​​ Java​​ и С#.​​ ​​ Он оказался языком, в котором главным был не код, а программист, чем завоевал симпатии самих программистов. С помощью языка С++ программисты получили возможность понимать, ​​ обслуживать и создавать более объемные​​ и сложные программы. ​​ Хотя С++ и создавался в качестве средства разработки очень больших программ, его использование не ограничивается этой сферой. Объектно-ориентированные средства С++ могут применяться для решения практически любых задач программирования – текстовых и графических, баз данных;​​ для создания персональных файловых систем, сетевых утилит, коммуникационных программ.

 ​​ ​​​​ На следующей стадии происходит​​ тестирование и отладка программ,​​ проверка безопасности ПО,​​ документирование. Одно из качеств профессионального программиста – способность воспринимать красоту программы, получать эстетическое удовольствие от того, что​​ она хорошо написана,​​ а также грамотно организовать​​ тестирование готовой программы. ​​ ​​​​  ​​ ​​ ​​​​ 

 ​​ ​​​​ Последняя стадия –​​ подготовка курсовых работ и дипломов.

 ​​ ​​​​ Знание языков программирования, изучение научно-методической литературы, желание студентов заниматься самообразованием, умение принимать​​ решения в стандартных и нестандартных ситуациях​​ и нести за них ответственность,​​ позволяет заниматься со студентами ​​ проектной деятельностью. ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 

 ​​ ​​​​ Проектная деятельность состоит из нескольких этапов. Сначала​​ ​​ перед студентами​​ ставится проблема и выбирается тема проекта, определяется​​ конкретное​​ задание, формируются группы учащихся для работы над проектом (по 2-3 человека). Затем происходит сбор информации,​​ изучается​​ научно-методической литературы,​​ составляется план. Преподаватель координирует действие студентов, помогает анализировать полученную информацию. ​​ ​​​​ 

 ​​ ​​​​ Потом студенты занимаются разработкой проекта. Преподаватель оказывает помощь в виде консультации по данной теме.

 ​​ ​​​​ Результаты работы над проектами студенты оформляют в​​ печатном виде и в​​ виде мультимедийных презентаций.

 ​​ ​​​​ На последнем этапе студенты должны представить и защитить свой проект с использованием мультимедийной презентации. Сначала можно продемонстрировать свой проект перед группой, выслушать замечания и пожелания, ответить на возникшие вопросы, обсудить дальнейшие перспективы.​​ Затем, данную работу можно отослать на конкурс или съездить с ней на конференцию и защитить ее.​​ 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ Нашими студентами были разработаны проекты​​ «Информационные технологии в образовании», «Использование интерактивных досок в учебном процессе», «Решение систем линейных уравнений методом Крамера», «Умная пыль»,​​ «Современные технологии и материалы» и др. ​​ С этими работами студенты принимали участие в Международной​​ ​​ научно – практическая конференция по теме «Социально-экономические проблемы развития муниципальных образований»​​ (г.Казань), во ​​ «Всероссийском​​ ​​ конкурсе​​ работ научно-технического творчества студентов учреждений СПО»​​ (г.Москва), в​​ I​​ Всероссийской научно – практической конференции «Галактика знаний»​​ (г.Арзамас), ​​ в​​ ​​ Открытом​​ Национальном​​ конкурсе​​ для молодежи ​​ «Новое пространство России»​​ (г. Санкт – Петербург), в Зональных​​ инженерно – технических​​ чтениях ​​​​ по направлению «Современные технологии и материалы» (г. Нижний ​​ Новгород), также участвовали​​ ​​ в региональных и областных конференциях.

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ ​​ Занимаясь проектной деятельностью студенты оценивают себя, свои умения и знания, ​​ развивают инициативу, самостоятельность, открывают в себе организаторские способности. ​​ Проектная деятельность​​ позволяет раскрыть интеллектуальный и​​ творческий ​​ потенциал студентов, стимулирует процесс саморазвития.

 

 

Литература:

Герберт Шилдт С++ для начинающих. Серия «Шаг за шагом». – М.: ЭКОМ Паблишерз, 2013. – 640 с.: ил.

С.В.Глушаков, Т.В.Дуравкина ​​ Программирование на С++. – изд. 2 –е, доп. и переработ. – М.: АСТ, 2008. – 685, [3] с. – (Эффективное руководство).

Н.Б.Культин Основы программирования в​​ Delphi​​ XE. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 416 с.:ил.

Т.А.Павловская Паскаль. Программирование на языке высокого уровня: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 464 с.:ил.

 

 

 

 

 

 

 

Прокрутить вверх
Перейти к содержимому